Перебрав примерно половину архива, использовав все возможное ключевые слова, я собрал подборку кадров, снятых автором в различных городах Казахской, на тот момент ССР. По ним четко можно проследить, в какие наши города редакция Огонька посылала своего фотокорра. Здесь Караганда и Темиртау, Экибастуз и целинные поселки Кустанайщины, Павлодар и Алма-Ата. К сожалению, алма-атинских видов совсем немного, здесь автор больше посещал всевозможные организации, но что-то удалось найти. Причем некоторые снимки в цвете!
Итак, города и поселки Казахстана в 50-60 года. В основном, конечно, соцреализм, но встречаются и портреты, и бытовые зарисовки.
2. Сложно определить точные даты съемки. По Алма-Ате есть данные, что фотограф был в нашем городе в 1957-м году. На фото - Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Театр не поменял ни имя, ни фасад с тех пор.
3. Еще ракурс на другую пленку
4. А вот фотограф уже внутри. "Сцены из оперы Пиковая Дама"
4. На один и тот же план фотограф мог потратить 10-15 кадров, с минимальными отличиями. И после этого нам говорят, что это мы "бьем очередями", а во времена пленочные профессионалы делали по 1-2 кадра на один объект?!
5. Улица Кирова, ныне Богенбай Батыра
6. Фотографии на сайте представлены в трех видах - два размера .jpeg, доступные для скачивания сразу, и .tiff, зачастую тяжелее 100 мб. Но здесь уже требуется регистрация.
7. Все та же улица Кирова
8. Здание Центрального телеграфа
9. С другого ракурса
10. Памятник Амангельды Иманову
11. Снова конь, но на этот раз живой. Комментарий к фото подсказывает "Алма-Ата. Рентген-кабинет для животных".
12. "В гобеленной мастерской. Работой мастерской руководит художник Н. Цивчинский". Меж тем википедия нам подсказывает, что этот фронтовик-художник,заслуженный деятель искусств Казахской ССР, прожил после этого фото еще 28 лет, оставив после себя добрую память.
13. "В ткацком отделении гобеленной мастерской"
14. А вот и одна из его работ - гобелен "Маншук"
15. "Алма-Ата. выпуск газеты в типографии"
16. "Укладка газет"
17. "В университетской читальне"
18. "Студенты балетной студии на занятиях"
19.
20. "Алма-Ата. Здание Горсовета." Подсказывают - Абылай Хана - Гоголя, бывшее здание горисполкома Алма-Аты. Затем, - комитет народного контроля КазССР с 60-х годов и до развала Союза.
21. "Алма-Ата. В институте зоологии академии наук"
22. "Алма-Ата. В детском саду"
23. "Маленькая казашка"
Как видим, в Алма-Ату Фридлянд ехал с четкой целью - отснять конкретные учреждения образования и культуры. Для обложки репортажа снял театр и немного улицу Кирова. К сожалению, не смог найти в сети подшивку журнала Огонек за 1957 год, было бы очень интересно почитать статью об Алма-Ате. Может когда-либо и выложат оцифрованную коллекцию Огонька.
24. Идем дальше. Здесь в комментариях указано предельно ясно - "Алма-Ата и Караганда". Вероятно, таков был комментарий к пленке. Подскажите, что это за здание и где оно вообще? На фасаде, кстати, еще портрет Сталина.
UPD: Комментарий Булата - Концертный зал Шалкыма на ул. Костенко, раньше был кинотеатр Октябрь.
25. В комментариях подсказали - на тот момент - это здание МинФина республики
26. Здесь уже указан один город - "Караганда. Здание Облисполкома"
27. "Караганда. Театр." Театр?? Кстати, судя по автомобилям, это еще довоенная пора. Забавный мобиль, кто знает, что за зверь?
28. "Караганда. Пейзаж"
29. "Караганда. Новый клуб". Надо же, клуб прямо в степи построили.
30. Жилые районы
31. "Студенты учительского института"
32. "Студентки учительского института"
33. "Спальня детского сада". все таки интересные детсады до войны строили, с высоченными окнами
34. "Караганда. Бригадиры навалоотбойщики Ф. Бущинский и Абукали Пуаров"
35. "Караганда. Казах - почетный шахтер, орден Ленина"
36. "Шахтеры". На снимке - в центре Герой Советского Союза Мамраев Мартбек (комментарий Булата)
37. "Карагандинский угольный бассейн. Вывоз угля из открытого разреза".
38. Комментарий Валерия Новикова - "Открытый угольный разрез — это не Караганда, а Экибастуз, Павлодарской области, город, где находился в заключении Солженинцын."
39. "Палодар. Новый завод строительных материалов"
40. В Темиртау автор отметился тоже неплохо, снимки интересные. "Дворец культуры металлургов"
41. Какие интересные автобусы ходили в 50-е годы. На картинке - такой очень уютный соцреализм. Как в старых фильмах.
42. "Детские ясли в строящемся городе Темиртау"
43. "Первое сентября в новом городе Темиртау"
44. "Казахстан. Здесь будет новый город Темиртау". Год??
45. "Крупноблочное строительство города Темиртау"
46.
47. "Казахстан. Темир-Тау, Казахский Металлургический завод, комсомольско-молодежная бригада сталеваров". Некоторым сталеварам, по-моему, лет по 15.
48. "Открытый рудник в Экибастузе, товарищ Куриско." От товарища на фото нашел только филейную часть гражданина на вагоне.
49. "Балхаш, БМЗ, Рудодробильный цех"
50. "БМЗ. Транспортер"
51. Ну и, конечно же, целина. Фридлянд объездил, наверное, всю Кустанайскую область, снимков много!
"Совхоз Урнекский Кустанайской области. Муж (комбайнер) и жена (учительница) Орловы, уборка на целине". Слушайте, это просто готовый сюжет для фильма!
52.
53. Странная цветопередача была у пленок тех лет
54.
55.
56.
57.
58. Студенты на целине.
59.
60. Красиво!
61. "На полевом стане"
62. "Кустанайская область, совхоз имени Павлова. Капитан пшеничных морей герой соцтруда Жансултан Демеев".
Между прочим - известная личность в области, первоцелинник, очень уважаемый человек. Недаром про него написали в Огоньке. Возможно, аксакал еще жив! Мой дед тоже после войны работал на подобном комбайне, только у нас, в Семиречье.
63. Целина у меня всегда ассоциировалась с бескрайней степью пшеницей. А тут, под этой же маркой, ряд снимков промышленного характера.
64. Карьер
65. Видать, бригадир приехал. Или машина журналистов.
66. А вот это - странный аппарат. Здесь вообще все как-то необычно, на этом снимке.
67.А вот село Кызылту, что под Талгаром. "Знатный бригадир овощеводческой бригады Зейнаб Чиникеева"
68. Из того же села: "Мать-героиня Кульбаби Тастанбекова"
Пока все. Возможно еще что найду по Казахстану, залежи богатые!
(с) Все права на снимки принадлежат Dalbey Photographic Collection at the University of Denver